Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге


Отвинтился Bolt. Европейский агрегатор такси сокращает присутствие в Петербурге
11 Февраля 2021

О том, что электронный сервис заказа такси, основанный в Эстонии, выходит на рынок Петербурга, стало известно ровно 2 года назад — в феврале 2019 года. Необходимые для этого инвестиции эксперты оценивали тогда в $200–300 млн. Довольно скоро машины под брендом Bolt, который компания вывела на российский рынок, стали заметны на улицах города. На пике своего развития в Петербурге сервис насчитывал более 3 тыс. партнеров (водителей со статусом ИП и автопарков). Но уже в декабре 2019-го активность пошла на спад, а сейчас стремится к нулю, говорят участники рынка таксомоторных услуг. 

«Мы являемся партнёрами Bolt. Мы одни из первых были при запуске. Пик заказов пришёлся примерно на сентябрь 2019 года, но уже с декабря того же года их присутствие постепенно пошло на спад, стало меньше рекламы. Сейчас заказов там нет совсем», — пояснил «НП» владелец таксопарка «А2 Сервис» Александр Стариков.

«Нет рекламы — нет заказов, нет заказов — нет подключений. Скорее всего, кончилось финансирование», — предположили в компании «Верона», предлагающей водителям подключение к агрегаторам, включая Bolt. 

Мобильное приложение сервиса по-прежнему работает. Однако заказать такси стало проблематично. Доступные машины «НП» нашёл только в центре города, однако при заказе с окраин города выбор сокращается, либо машин нет совсем, либо доступны не все сегменты. 

«В последнее время действительно могли возникнуть проблемы с сервисом Bolt, поэтому мы хотим принести свои извинения всем нашим клиентам. Причина в том, что мы рассматриваем возможность изменения нашей операционной модели в России», — сообщили изданию в пресс-службе компании. 

Речь идёт о запуске франчайзинговой компании Bolt Franchise, анонсированном в конце января. С её помощью Bolt намеревался масштабировать бизнес. Франчайзи предлагают выбрать один или несколько сервисов Bolt и развивать их. Речь идет об агрегации в сфере такси, проката двухколесного транспорта (электрических велосипедов и электросамокатов), а также о таком направлении, как доставка еды. «Мы на стадии поиска подходящего партнёра, который бы взял на себя операционную деятельность в российских городах, включая Санкт-Петербург. Как только мы найдём подходящего партнёра, мы пересмотрим условия работы сервиса Bolt вместе с ним, чтобы обеспечить лучшие цены и время обслуживания», — уверяют в компании. 

КИТАЙСКИЙ ПАРТНЁР

Некоторые участники рынка считают, что замедление развития Bolt в Петербурге связано с планами одного из собственников сервиса — компании DiDi Chuxing. Недавно DiDi сама вышла на российский рынок. В 2020 году стало известно, что агрегатор DiDi появится Казани, а затем и в других городах России, включая Петербург. По информации компании, за минувшие 3 месяца агрегатор запустился в 16 городах Поволжья и Центральной России. Отметим, что в российском сегменте с 2015 года соинвестором DiDi является дочерняя структура Российского фонда прямых инвестиций — Российско-китайский инвестиционный фонд.

«Мы настроены на быстрый рост и расширение бизнеса и делаем серьёзную ставку на российский рынок», — сообщила изданию PR-директор DiDi в России Ирина Гущина. О начале работы в Петербурге, по ее словам, пока говорить преждевременно. Но участники местного рынка предполагают, что это произойдет, как только Bolt уйдет с рынка. «Возможно, так они освобождают нишу для себя», — предположили представители одной из петербургских таксомоторных компаний. Роль эстонского агрегатора заключалась в том, чтобы прощупать местный рынок, который оказался довольно конкурентным, считают они. «Возможно, они поделились своим опытом работы с партнёром DiDi, поэтому китайцы пока не заходят в большие города, но мягко пошли туда, где рынок ещё слабый — в регионы», — рассуждает Александр Стариков. 

РЫНОК ДЛЯ СВОИХ 

Неудачу эстонского оператора эксперты связывают с особенностями петербургского рынка такси. «В Петербурге сильно влияние локальных игроков, прежде всего это компания «Таксовичкоф» и старейший игрок в сегменте комфорт-класса — «Петербургское такси 068». Из-за этого заходить в Петербург было тяжело даже «Яндекс.Такси», который утвердился в этой нише только через 3 года после начала экспансии», — воспоминает председатель Общественного совета по развитию такси в регионах России Ирина Зарипова. По наблюдениям эксперта, сейчас присутствие «Яндекса» сильно осложняет работу новых агрегаторов. Интернет-гигант усиливает свои позиции, недавно компания выкупила колл-центры ГК «Везёт» за $178 млн. «Видимо, идёт подготовка к конкуренции с DiDi», — считает Ирина Зарипова.

Не исключено, что дела сервиса Bolt подкосила и пандемия. При этом в 2020 году сегмент затронула пандемия коронавируса: «Произошло снижение спроса на услуги такси примерно на 40%», — констатируют в петербургском комитете по транспорту. В новых условиях проекты, в которых принимают участие российские интернет-гиганты, оказались более устойчивыми. Например, вместе с Bolt на берега Невы вышел и московский «Ситимобил» (ныне входит в Mail.ru Group). По оценкам экспертов, опрошенных «НП», москвичи заняли около 1–2% рынка. В городе представлены бренды «Ситимобил» и «Такси ВКонтакте». 

В Аналитическом центре при правительстве Российской Федерации подсчитали, что в 2019 году оборот рынка такси в Петербурге, Москве и их агломерациях составил 307 млрд рублей (по оценкам экспертов, опрошенных «НП», на Петербург приходилось около 30–35% от этого объема). По подсчётам петербургской компании «Таксовичкоф» (недавно начала экспансию в регионы и за рубеж), доли между известными игроками распределяются следующим образом: «Яндекс» («Яндекс Go» и Uber) — 35%, «Везёт» — 15%, «Таксовичкоф» — 11%, Gett — 8%. 

Как сообщили «НП» в петербургском комитете по транспорту, основными поставщиками услуг по перевозке пассажиров и багажа легковым такси в городе являются именно агрегаторы — на них приходится около 80% заказов. 

ТРУДНАЯ ФРАНШИЗА 

Перспективы франшизы Bolt эксперты рынка воспринимают со скепсисом. «Заходить с франшизой бренда, который мало кому известен, идея сомнительная. Вряд ли бизнес-модель, которую предлагает Bolt, сможет стать популярной», — рассуждает Ирина Зарипова. 

«Рынок такси довольно монополизирован в регионах, и конкурировать на нем можно только при условии предоставления клиенту более низкой цены поездки в совокупности с хорошим сервисом», — комментирует руководитель каталога франшиз Franshiza.ru Анна Рождественская. По её словам, франшизу сервиса такси ищут меньше 1% от всех интересантов франчайзинга. Как правило, это инвесторы, которые так или иначе уже связаны с подобным или смежным бизнесом либо имеют собственный автопарк и хотят развивать это направление. «Локомотивом сегмента «такси, доставка еды, самокаты» является «Яндекс Go», а франшизу в таком комбинированном формате пока никто не предлагает. Очень многое будет зависеть от условий, которые будут озвучены будущим партнёрам», — резюмирует Анна Рождественская. 

СПРАВКА «НОВОГО ПРОСПЕКТА»

Bolt (ранее Taxify) — сервис заказа такси, основанный в 2013 году в Эстонии Маркусом Виллигом, 19-летним предпринимателем из Таллина. Сегодня сервис представлен в 60 странах и 150 городах Европы, Африки, Австралии, Южной Америки, Азии, Канады. В 2019 году компания начала работать в Петербурге (анонсированный ранее выход в Москву тогда не состоялся).

В 2017 и 2018 годах в ходе нескольких инвестиционных раундов компания привлекла инвестиции в размере $175 млн от Didi Chuxing и автоконцерна Daimler, после чего её стоимость достигла $1 млрд. Тогда же компания сменила имя на Bolt. В 2019 году компания запустила сервис заказа еды, а позднее запустила сервис аренды электросамокатов в городах Европы. 

В мае 2020 года Bolt привлёк ещё €100 млн (около $109 млн) от Naya Capital Management, после чего оценка компании выросла до €1,7 млрд ($1,9 млрд). Вновь привлечённые деньги Bolt планирует пустить на поддержание бизнеса и сервисов в условиях пандемии. Кроме того, в апреле минувшего года компания стала одним из крупнейших получателей госпомощи от эстонского правительства, что покрыло основную часть затрат на содержание 500 сотрудников в Эстонии в апреле-мае 2020. 

Другие инвесторы агрегатора — фонд TMT Investments, венчурный фонд Korelya Capital и бизнесмен Таавет Хайнрикус, один из основателей платёжного сервиса TransferWise. 

В 2018 году выручка агрегатора достигла €79,7 млн, убыток составил € 61 млн, что в компании связали с вложениями в развитие. 

Источник


Короткая ссылка на новость: http://71.taxilife.ru:80/~UwgN0
 

 

Современный таксист – каким он должен быть?

  

taxiКогда мы заказываем такси в специализированной службе или просто ловим на улице попутную машину, мы сталкиваемся с абсолютно разными людьми. Часто бывает даже так, что прыгая на заднее сиденье авто, мы не задумываемся, а кто же сидит за рулем. Нам по большому счету это не интересно, ведь основная цель вызова такси - это добраться как можно быстрее и комфортней до необходимого места.

А иногда, в периоды грусти и плохого настроения, мы с таксистом делимся проблемами, а после того, как за нами захлопывается дверь авто, совершенно забываем невольного слушателя. Какие же они на самом деле – таксисты? Каким сегодня представляют портрет сотрудника службы такси?

Ищем ответы

Ответить на этот вопрос однозначно нельзя. Таксисты сегодня есть очень разные, как и их клиенты. Каждый раз мы совершенно не знаем, кто именно нас отвезет в назначенное место, ведь в такси работают самые разные, интересные люди. К примеру, можно встретить пожилого человека с большим стажем работы именно в этой сфере. Такой таксист хорошо помнит советские времена, когда не было радиотакси, когда ездили по городу одинаковые волги с желтыми традиционными шашечками.

Вам очень повезет, если Вы попадете именно на такого сотрудника, ведь он успел за годы работы изучить город досконально, знает как объехать пробки, как быстро и удобно доставить клиента к месту назначения. А еще – такой водитель отличный психолог, поэтому приятная беседа клиенту обеспечена. Если клиент еще и гость города, в таком случае с таксистом старой закалки ему повезет вдвойне. Ему обеспечена замечательная экскурсия по городу, а также консультация на тему гостиниц и ресторанов, куда лучше отправиться и где лучше всего отдохнуть.

Случайные люди в такси тоже не редкость. Судьба странная штука, поэтому за рулем автомобиля службы пассажироперевозчика можно встретить и лингвистов, и академиков, которые имеют несколько высших образований за спиной. Одни приходят в такси от безысходности, когда теряют надежду на работу по специальности и признание в своей профессии. Другие выбирают такую работу потому, что она им действительно нравится. А почему бы и нет, ведь служба такси это увлекательная работа, постоянные встречи с новыми людьми, занимательные беседы.

Временные рабочие или постоянные сотрудники

Иногда можно встретить людей, которые приходят в службы такси на некоторый период. Они в поисках работы, но пока найти что-то по своей специальности или по своему вкусу не могут, решают подработать таксистами. Это не лучший вариант для клиента, так как часто именно такие сотрудники плохо ориентируются в городе, не успевают или не желают поддерживать в отличном состоянии автомобиль.

Хотя, радует, что сегодня встретить данную категорию таксистов очень сложно. Большинство служб такси подобных соискателей просто не принимают на работу, чтобы поддерживать репутацию своей службы. Поэтому можно сказать, что портрет современного таксиста - это профессиональный водитель, добрый и приветливый человек, который отлично знает город и, что главное, любит свою работу!

Источник: http://www.kchetverg.ru 

Архив новостей "ААПЛТ" 
Рейтинг@Mail.ru