Новости такси в мире

В Институте Гайдара оценили рост цен при найме водителей такси
21 Сентября 2020

Принятие в России инициативы по обязательному найму водителей в штат таксопарков или агрегаторов приведет к росту цен на поездки на 22–23%, подсчитали в Институте экономической политики имени Гайдара. Против найма выступают и сами агрегаторы в России и за рубежом, которым невыгоден такой сценарий. Режим самозанятости при работе в такси пока юридически находится в серой зоне, но таксистов в полной мере не защищает и он, предупреждают правозащитники.

Повсеместный наем водителей такси в штат таксопарков или агрегаторов в России приведет к росту издержек работодателей примерно на 30%, удорожанию поездок для пользователей на 22–23% и в результате снижению спроса на услугу на 25%, говорится в исследовании Института Гайдара, с которым ознакомился “Ъ”.

Сейчас агрегаторы такси в России не устраивают водителей в штат. Работа с таксопарками по трудовому договору встречается, но крайне редко, отмечают в Институте Гайдара. Более распространена схема, при которой водитель становится индивидуальным предпринимателем (ИП) и заключает с таксопарком агентский договор. Еще один сценарий — работа агрегаторов с самозанятыми, которые арендуют у таксопарков автомобили. По данным на конец августа, в России зарегистрировано около 1 млн самозанятых, около 165 тыс. из них, по данным Федеральной налоговой службы, водители такси.

По данным департамента транспорта Москвы, в столице во втором квартале 2020 года средняя стоимость поездки на такси составила 430 руб., что на 7% меньше, чем годом ранее. Объем легального рынка такси по итогам 2019 года должен был составить 709 млрд руб., оценивал Аналитический центр при правительстве.

С инициативой дать водителям право требовать заключения трудовых договоров с агрегаторами ранее выступили представители общественных движений, сообщали в сентябре 2019 года «Известия».

По словам двух собеседников “Ъ”, знакомых с ходом обсуждения законопроекта о такси (принят в первом чтении в 2018 году), идею поддерживает глава комитета Госдумы по транспорту и строительству Евгений Москвичев. Сам он не ответил на вопросы “Ъ”. В принятом в первом чтении варианте проекта говорится, что информацию о заказах из агрегаторов могут получать лишь водители, состоящие в трудовых или гражданско-правовых отношениях с перевозчиком. Альтернативный законопроект группы сенаторов, поддержанный участниками рынка, но снятый в феврале с рассмотрения профильным комитетом Госдумы, подобных предложений не содержал.

Вопрос трудоустройства водителей стоит и за рубежом. 10 августа суд в Калифорнии постановил, что сервисы Uber и Lyft за десять дней должны переквалифицировать своих водителей в наемных сотрудников. В Uber заявили, что не могут столь быстро изменить модель и будут вынуждены свернуть работу в штате. 21 августа Апелляционный суд Калифорнии приостановил решение нижестоящего суда до того, как апелляция будет рассмотрена, компании могут продолжать работать.

По мнению Института Гайдара, наиболее экономически благоприятный сценарий для развития рынка — работа основной части водителей в режиме самозанятости.

Это единственный жизнеспособный вариант, согласен председатель комитета Московской торгово-промышленной палаты по таксомоторным перевозкам Богдан Коношенко. Его поддерживает и бизнес. Изменение статуса водителей на наемных сотрудников никому не выгодно, поскольку приведет к росту тарифов и снижению числа перевозчиков, уверены в группе компаний «Везет» (такси «Везет», «Сатурн», Fasten и Red Taxi).

Но пока и формат самозанятости в такси находится в серой зоне. По словам собеседников “Ъ” на рынке, самозанятый водитель не может работать без разрешения на таксомоторную деятельность, поэтому вынужден арендовать автомобиль, на который такое разрешение есть, или же заводить статус ИП для его получения. Режим самозанятости нужно внедрять с учетом особенностей отрасли такси, подтверждают в «Ситимобиле».

Формат самозанятости выгоден лишь агрегаторам, но не водителям, категоричен председатель координационного совета профсоюза «Таксист», член общественного совета Минтранса Андрей Попков. Защитить права водителей, по его словам, можно только при их трудоустройстве, а чтобы сдержать цены при таком сценарии, «свой аппетит должны умерить агрегаторы».

Источник


  Архив новостей "ААПЛТ" 
Рейтинг@Mail.ru